Смеющаяся лужайка,

Располагается свободно,

Свободные леса поднимают свои ветви.

Цветы пренебрегают угломером,

Дерево - ножницами,

Волна любит свои берега,

Земля – свой убор.

Все прекрасно, просто и возвышенно:

Это искусство природы.

Внезапно пейзаж меняется:

Вместо веселости

Это меланхолия и спокойствие,

Это внушительный покой Мест, где питаются

Размышления и длительная задумчивость. Изобретайте. Отважьтесь на удачные контрасты

Противоположные впечатления могут помочь друг другу. Подражайте Пуссену…"

"Сады или искусство украшать пейзажи" Французский аббат Жан Делиль (1738-1813 г.г.) 

В среде ландшафтных архитекторов обычно выделяют два главных стилевых направления:

пейзажный и регулярный сад.

Первый создается по принципу подражания природным ландшафтам, второй - противопоставляется им. Регулярный сад - это сад прямых линий, клумб правильной формы и подстриженных деревьев. В основу его решения положен прием геометрической, формальной планировки. Растения, дорожки, водоемы и другие элементы расположены симметрично относительно основной оси (осей может быть и несколько). Деревья и кустарники постоянно формируются и подстригаются, а перед домом-дворцом высаживается партерный газон. Овощные культуры, пряные и лекарственные растения оформляются небольшими геометрически правильными грядками (квадратными, прямоугольными, круглыми), образующими своеобразную мозаику. Подчеркнутые строгость и рукотворность противопоставляются хаосу естественных природных ландшафтов. Стиль являлся определяющим при создании французских, средиземноморских и ближневосточных (например, иранских) садов.

Пейзажный принцип организации сада зародился еще в Древнем Китае, в Европе же наибольшей популярностью пользовался в Англии и Франции XVIII-XIX вв., в эпохи классицизма и романтизма. Также пейзажный принцип характерен для японского сада, сада русского модерна и "кантри". Отличается живописным, свободным стилем планировки. Архитектор наслаждается красотой естественной непрямой линии, стремится воспроизвести увиденные в природе формы и сделать их более выпуклыми, яркими и отчетливыми. В пейзажном саду отсутствует геометрическая правильность, живописные группы деревьев свободно размещаются на полянках и лужайках, извилистая дорожка напоминает зарастающую тропинку в диком лесу. Водоемы максимально приближены к природным: маленький пруд, спускающийся по камням водопад или ручеек, бегущий вдоль деревьев и огибающий беседку. В месте его пересечения с дорожкой устраивается небольшой мостик. В таком саду цветущая лужайка как будто запущена, хотя деловитый садовник ежедневно навещает ее со своими ножницами. Пейзажный сад может ввести в заблуждение относительно своей "культурности" зарастающими уголками, заброшенными прудами, заболоченными участками и "дикими" скалами. Хотя о присутствии человека забыть сложно: нет-нет да и появится за поворотом деревянная скамейка, мостик или беседка. Столь жесткое деление на стили очень условно, ведь даже "самые пейзажные" английские парки очень часто включали в свой состав огромный цветник перед домом, разбитый в регулярном стиле. Если же рассматривать семантику сада, то есть его смысловое наполнение, более разумным покажется деление на европейский и восточный ландшафт. Европейские парки создавались исключительно для наслаждения красотой "рукотворной" природы, для эстетического любования. На Востоке (Япония, Корея, Китай и т. д.) у людей развито совершенно другое отношение человека к природе, корни которого можно найти в восточных религиях. Не случайно появилась легенда о пилигриме, который перестал звенеть в свой колокольчик, чтобы случайно не потревожить цветы сливы. Для жителя Востока сад - та самая книга, о которой писал Лихачев, способ передачи философской информации о мире. Через сад человек познает глубину Вселенной, глубину самого себя, поэтому красота ландшафта часто стоит на втором месте после идейного содержания. Экскурсия в прошлое Как известно, начало ландшафтного дизайна связано с представлением рая на Земле, поэтому не угасает стремление человека создать возле своего жилища райский уголок. Каждый народ имеет свое представление о рае, зависящее от религиозных течений и веяний, природных условий той или иной страны. И как бы человек ни называл свой дом, начиная с античных времен и заканчивая современностью, "замки", "крепости", "дворцы" или коттеджи, - все они неразрывно связаны с Природой, со стремлением к прекрасному. О красоте древних садов мы можем судить по старинным картинам и фрескам, которые сохранились до нашего времени. К примеру, роспись в Садовой комнате в Доме Ливии в Риме, выполненная в I веке до н.э., отражает идеализированный образ райского места. Со сменой эпох менялось и представление о красоте. Сады не являются здесь исключением. Высокий уровень садового искусства в античный период базировался исключительно на развитой культуре садоводства древнего Востока, которая представляла собой одну из основ мировой культуры садового искусства вообще. Древние римляне и греки использовали сад в качестве жилища столь же часто, как и сам дом. Готическое понимание образности не слишком располагало к дальнейшему развитию искусства сада. Характерной чертой пространственного решения готических садов было их геометрическое деление на участки правильной формы. Большое значение для развития садового искусства имела эпоха Возрождения. Возникли новые тенденции в развитии мысли, в стремлении личности к свободе, к радостям жизни. Изменились и взгляды на понимание места сада в жизни человека. Сады становятся не только естественным компонентом великолепных поместий феодалов, но и занимают значительное место в городских застройках. Вместо труднодоступных крепостей начинается строительство замков. И ограниченные по площади, стесненные средневековые сады крепостей теперь заменяются обширными садами замков и парками. Ренессансные сады напоминали "зеленые кабинеты", в которых можно было уединиться среди душистых растений в красивой беседке. Каждый такой участок планировался согласно единственной, только ему предназначенной теме. Соединялись такие "кабинеты" декоративными переходами с аллеями, лестницами, арками и другими садовыми строениями. Во времена барокко (конец XVI и начало XVII веков) в садах стали модными скульптуры (в том числе и сформированные из зеленых растений), стало больше внимания уделяться цветовому решению садового ландшафта. Этот период знаменателен пышными формами, богатым убранством и роскошью. Одним из самых главных вкладов в искусство сада периода барокко является переход сада в прилегающий ландшафт. Это достигалось либо благодаря созданию специальных смотровых площадок с видом на соответствующий участок, либо фактическим слиянием сада с окружающим ландшафтом путем устройства аллей, тропинок и т.д. Эпоха классицизма в садовых строениях и планировке отличается строгими геометрическими формами и сдержанностью. Нужно отметить, что смена стилей не происходила стихийно. Стили нагромождались друг на друга постепенно вытесняя более старые веяния. Особенно такое нагромождение стилей обозначилось в XIX веке, где стал преобладать "вещицизм" и приспособление к тому или иному стилю. Отличительной чертой архитектуры данной эпохи стал стиль модерн. И лишь когда Европой овладел дух английского стиля садов и парков, сформировалось правильное отношение человека к природе. XX век (особенно его конец) отличается революционными преобразованиями в архитектуре зданий и ландшафтном дизайне. Появились новые, совершенно фантастические конструкции в садовой архитектуре. Домашний интерьер стал приближаться к садовому ландшафту, сместились и стали менее заметными границы их разделяющие. Большой отпечаток на формирование стилей оказывали традиции и культура различных народов. Особенно часто архитекторы прибегали к восточной архитектуре доминирующую роль в которой играли Китай и Япония. Японский бонсай (искусство выращивания растений в сосудах) и китайский ландшафтный Фэн-Шуй использовались дизайнерами всех времен и народов. Рассматривая садовые строения из кирпича и камня, мы упоминали роль стилизованных животных в ландшафтном дизайне Фэн-Шуй. Но этим искусство Фэн-Шуй не ограничивается. Секрет этого искусства (или целой науки) заложен в глубоких знаниях законов природы, которые применяют при формировании ландшафтного участка. Многие считают, что процветание Тайваня и Гонконга связано именно с Фэн-Шуй, так как каждый уважающий себя бизнесмен в этих странах пользуется услугами специалистов данного искусства. Грамотная планировка помещений и садовых участков, тесная взаимосвязь их размещения и расположения относительно сторон света, выбор формы относительно местности - вот отличительная черта Фэн-Шуй. Эти знания законов природы помогают максимально правильно использовать их при формировании ландшафта. Входу на территорию участка уделяется особое внимание, так он отделяет две условные зоны. Переходя эту границу, простой горожанин становится хозяином. Поэтому ворота являются символом его благополучия и удачливости. Хорошо, когда ворота выполнены в виде арки, то есть, закруглены сверху. Арка символизирует радугу - "небесные врата" и приносит удачу хозяину участка. Точно такой же смысл имеют арки, разделяющие отдельные зоны участка. Они могут быть каменными, деревянными, металлическими или в виде зеленых насаждений. Все зависит от того, в каком секторе участка расположена арка. В южном секторе арка делается деревянной, на юго-западе - кирпичной или каменной, а в западном секторе - желательно делать её из металла. Размещение дома на участке тоже имеет очень важное значение. Фасад его должен смотреть на юг, восток или юго-восток, менее благоприятное направление фасада на юго-запад или запад и нежелательно северное и северо-западное направление. Через вход в дом проникает благотворная энергия, поэтому важны его парадность и солидность. Важным атрибутом участка являются садовые строения и цветники. Цветы должны иметь различный оттенок, но их тоже следует размещать по зонам. Так, красные цветы в южном секторе сада приносят удачу, а для запада и северо-запада лучше подходят белые и желтые цвета. На востоке и юго-востоке уместны любые растения, кроме колючих насаждений, которые могут принести нежелательные (колючие) перемены. Наверное, сейчас невозможно точно определить, где появились первые беседки и другие садовые строения, предназначенные для отдыха. Доподлинно известно, что в Древнем Египте строили деревянные беседки за много веков до н.э. Небольшие, легкие с раздвижными дверями садовые домики, напоминающие беседки и навесы, уже много веков строят в Китае и Японии. Среди южных народов всегда были популярны навесы, беседки, перголы, которые помогали укрыться от лучей палящего солнца. Особенно популярны были такие сооружения в странах Средиземноморья, которые нашли свое отражение в греческих портиках и римских колоннадах эпохи Возрождения. Беседки без стен, имеющие в плане форму квадрата или восьмиугольника, уже много веков строят в Англии и Нидерландах. Как правило, они строились на самом видном месте и являлись центром роскошного сада или парка, украшая его своими формами и архитектурой. Такие беседки - газебо были позаимствованы многими европейскими странами и стали широко известны всему миру. Из Европы архитектура беседок перекочевала а Америку вместе с первыми поселенцами. Первоначально они ставились в садах и приусадебных парках только богатых людей как символ благополучия и связи с Европой. Не обошли стороной беседки и Россию, на которую оказывала большое влияние культура Франции и Англии. Практически ни одна богатая усадьба не обходилась без садовой беседки, в которой проводили досуг наши знатные предки. Вместе с беседками широко применялись деки, навесы, террасы, примыкающие к дому или построенные на склоне холма и имеющие дощатый настил. Над этими сооружениями трудились знаменитые архитекторы, создавая воистину произведения искусства. О внешнем виде садовых строений того времени мы можем судить по многочисленным художественным полотнам, которые сохранились до наших дней. И в настоящее время находится немало любителей архитектурных форм прошедших столетий. Но в архитектуре XX века (особенно в его второй половине) произошел революционный сдвиг. Этому способствовало появление в строительстве новых современных технологий и материалов (пластмассовые и алюминиевые профили, различные виды современной кровли и т.д.). Поэтому в садах и приусадебных парках наших современников можно встретить строения самых разнообразных форм и стилей. Но все они преследуют одну цель - создание уютной зоны отдыха на лоне природы.